Подъемно-поворотные ворота своими руками для гаража
Устройство подъемно-поворотных ворот своими руками
Подъемно-поворотные ворота своими руками можно изготовить при наличии определенного опыта и навыков работы с металлообрабатывающим инструментом. Такие конструкции набирают популярность по нескольким причинам:
- не требуется место для распашных или смещаемых в сторону створок;
- обзор проезжей части открывается раньше;
- в зимнее время меньше проблем с уборкой снега, очисткой накатанной колеи.
На применяемых ранее конструкциях поворотный механизм представлял собой жестко закрепленную ось, вокруг которой происходило вращение рамы. Такая конструкция требовала увеличенной высоты проема ворот. Более современные подъемно-поворотные гаражные ворота лишены этого недостатка. Все пространство проема используется максимально эффективно.
Все заводские и самодельные устройства могут быть оснащены механическим или электрическим приводом для перемещения в открытое или закрытое положение. При желании возможна установка управляющих устройств различной степени комфортности — от кнопочных постов до дистанционных пультов.
Проем для гаражных ворот
Для установки подъемно-поворотных гаражных ворот проем должен иметь раму из двух боковых стоек и горизонтальной перекладины, закрепленной на них. Прочность конструкции должна соответствовать весу полотна ворот и возникающим при перемещении нагрузкам.
Для устройства можно использовать металлопрокат или деревянный брус. Металлическая конструкция надежнее, но образует холодный мостик. Рама из бруса лучше сохраняет тепло, является прочной, но срок ее эксплуатации меньше. Применение пиломатериала целесообразно при строительстве теплого гаража. Брус желательно использовать из твердых пород повышенной прочности.
Стойки и перекладина должны быть установлены строго по уровню, в одной плоскости, без перекосов. Нижние концы стоек следует заглубить на 10-15 см в грунт или надежно закрепить на фундаменте. Оптимально установить раму перед началом устройства стен. При заливке фундамента нужно предусмотреть закладные детали, к которым впоследствии можно будет прикрепить стойки.
При кладке или заливке стен на стойках необходимо равномерно по высоте установить крепления из проволочных петель и укладывать их между рядами кладки или в заливку. Такая конструкция будет иметь высокую прочность и не расшатается во время длительной эксплуатации.
Функционирование конструкции
Производители предлагают два варианта гаражных ворот данного типа:
- секционные;
- со сплошным полотном.
Конструкция секционных ворот сложнее, требует большего количества роликов, навесов и других элементов. Изготовить такие ворота своими руками в хорошем качестве довольно трудно. Второй вариант намного проще. Рама перемещается (рис. 2) на двух парах роликов по вертикальным и горизонтальным направляющим. Ролики расположены на углах. Нижняя пара передвигается по вертикальным стойкам, верхняя — по горизонтальным.
Направляющие жестко закреплены под углом немного больше прямого для более плавного перемещения. Верхняя пара роликов крепится на удлиняющих кронштейнах, чтобы в закрытом положении полотно ворот устанавливалось вертикально. Перед началом работ необходимо замерить все расстояния, создать чертежи конструкции в сборе и отдельных ее элементов, ориентируясь на размеры материалов.
Для изготовления направляющих можно использовать уголок, трубу прямоугольного профиля, швеллер. Размеры и форма роликов должны соответствовать форме направляющих. Для прямоугольных труб можно использовать ролик с двумя бортиками, для уголков — подшипники подходящих размеров. Ролики можно устанавливать на подшипники или металлические оси. Размеры всех деталей зависят от имеющихся в наличии материалов и общего веса конструкции. Основные требования — ролики должны свободно перемещаться и иметь ограничивающие элементы от схода с направляющих.
Для уменьшения усилий при перемещении створки следует установить противовес. Для этого к нижним углам створки с обеих сторон нужно закрепить тонкий трос, пропустить через систему роликов, закрепленных на потолке. На второй конец троса крепится груз. Вес подбирается экспериментальным способом.
Варианты устройства
Подъемно-поворотные гаражные ворота имеют два основных типа устройства. Принцип работы одного описан выше. Во втором случае вместо вертикальных направляющих и нижней пары роликов используют рычажно-пружинное устройство. Поворотный механизм состоит из рычага и пружины, собранных в одну конструкцию при помощи кронштейнов и шарниров.
https://www.youtube.com/watch?v=xL2AIjnuUEo
Можно использовать рычаги без пружин, но конструкция получится жесткой, вследствие чего в определенных положениях для перемещения створки потребуются большие усилия. Использование пружины позволяет смягчить ход, создать амортизационный эффект, обеспечить фиксацию в конечных положениях.
Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. В первом случае полотно перемещается в плоскости проема и уходит вверх. Во втором поворотный механизм выдвинет нижнюю половину створки наружу и затем уберет вверх, внутрь. Плавность хода и длительность эксплуатации при изготовлении своими руками будут зависеть от качества выполнения работ.
Раму под полотно желательно усилить вертикальными и горизонтальными перемычками и укосинами из листового металла .Для фиксации в конечных положениях желательно установить дополнительные элементы, надежно предохраняющие от самопроизвольного перемещения створки. После окончания монтажа и испытаний раму следует обшить. При этом в качестве материала можно использовать оцинкованный лист, профлист.
Нежелательно применять профилированный лист с большой высотой волны. В створке можно устроить входную дверь. При наличии двери запорные устройства ворот следует установить внутри помещения.