Откатные ворота своими руками: чертежи и изготовление

Откатные ворота: как сделать своими руками?

 

Существует ли возможность установить откатные ворота своими руками? Хотя система таких ворот и отличается некоторой сложностью по сравнению с распашными конструкциями, но при наличии подробных инструкций с работой справится даже человек без опыта. Гаражные ворота своими руками — отличное и экономичное решение для двора, частного дома или дачи.

До недавнего времени откатные рельсовые ворота считались явным показателем достатка владельца дома, дачи или загородного участка. В силу высокой стоимости фурнитуры и комплектующих такие конструкции не имели широкого распространения, а автоматические ворота были знакомы людям разве что из голливудских фильмов. Сейчас системы раздвижных ворот стали доступны широкому кругу покупателей, на их основе умельцы даже делают собственные самодельные откатные ворота.

Из чего состоит система ворот?

Откатные ворота состоят из нескольких главных узлов (рис. 1), отличающихся друг от друга не только внешним видом и строением, но и функциями. Схемы такой системы (рис.2) включают в себя следующие элементы:

  1. Заглушка для торцевой части направляющей. Функциональное назначение элемента — ограничить попадание снега или грязи в направляющую во время открывания ворот.
  2. Шина для поддержки ворот в вертикальном состоянии. Она состоит из рейки с двумя резиновыми роликами и предназначена для удерживания полотна от колебаний вперед и назад.
  3. Верхний улавливатель. Устанавливается в опорном столбе и берет на себя функции по захвату угла ворот и удерживанию его в стабильном состоянии.
  4. Нижний улавливатель. Аналог предыдущего элемента, отличается наличием дополнительной площадки, в которую «паркуется» опорный ролик. Улавливатель помогает не только удерживать ворота в одном положении, но и перераспределяет нагрузку, уменьшая ее влияние на всю систему.
  5. Опорный ролик. Служит не только опорой для ворот, в то время когда они закрыты, но и амортизирует удары во время работы системы.
  6. Направляющая шина или рельс. Является главной частью ворот, благодаря которой обеспечивается плавное движение полотна вдоль своей траектории. Подвесные откатные ворота также двигаются вдоль рельса, но отличие заключается в том, что он расположен в верхней части рамы.
  7. Стационарные опорные ролики, которые устанавливаются на регулировочную подставку. В комбинации с направляющим рельсом обеспечивают плавное движение ворот. На ролики оказывается наибольшая нагрузка, поэтому они производятся из высококачественной стали и монтируются на надежный фундамент.

Выбирая комплект элементов для ворот, обращайте особое внимание на качество металла.

Подготовительные работы

Предварительная подготовка, предшествующая монтажным работам, включает в себя несколько этапов:

  • подготовка опорных столбов;
  • заливка фундамента;
  • подведение электрической проводки для автоматики.

Опорные столбы — это своеобразный каркас всей конструкции, к которому крепятся ворота. Опорный столб может быть бетонным или кирпичным, распространены виды швеллера или толстого деревянного бруса. Столб в обязательном порядке бетонируется на глубину промерзания грунта.

Следующий шаг — заливка фундамента. От качества цемента и последовательности производимых работ во многом зависит конечный результат и надежность системы в целом, поэтому на строительных материалах экономить не стоит. Фундамент делают не на всю длину ворот, а только под местом установки главной их части — опорных роликов. Устройство откатных ворот предполагает, что длина фундамента должна составлять около половины от общей длины полотна. Например, если заезд планируется шириной 4 м, то ширина фундамента будет составлять 2 м.

Проводка для электропривода ворот подводится к опорным столбам в специальной, влагозащищенной гофре. Скрыть проводку можно в фундаменте ворот, но при этом нужно учитывать, что если кабель повредится, то достать его будет нелегко.

По завершении подготовительных работ можно приниматься за изготовление откатных ворот.

Как изготовить ворота?

Чтобы работа завершилась успехом, важно провести расчеты параметров будущих конструкций. Перед тем как сделать откатные ворота своими руками, определяют их высоту и ширину. При этом обязательно берется во внимание, что общая ширина полотна должна быть хотя бы на 20 см больше, чем ширина въезда, иначе при закрытых воротах будет образовываться заметная щель.

Самодельные откатные ворота делают из несущей рамы, в проемы которой вваривают элементы для крепления полотна. Раму лучше всего изготовить из профилированной стальной трубы сечением 60х30, 60х40 или 50х50 мм. Слишком массивное основание делать не стоит, так как его вес будет требовать установки мощной и дорогостоящей автоматики.

Ворота из профлиста — самый распространенный, дешевый и простой в выполнении вариант подобных конструкций. Металлические листы соединяются заклепками или болтами с рамой (обрешеткой), которая изготовляется из трубы прямоугольного сечения размерами 40х20 мм. Такой размер выбран неслучайно: в плоскую сторону трубы легко попасть саморезом, болтом или заклепкой, а небольшая толщина не будет требовать применения мощного инструмента для проделывания отверстий.

Для того чтобы сварить всю конструкцию воедино, понадобится сварочный аппарат и болгарка с двумя кругами: отрезным (для порезки трубы на фрагменты необходимого размера) и зачистным (для очистки от ржавчины и остатков окалины). Если вы хотите обшить автоматические откатные ворота с обеих сторон, то фрагменты внутренней рамы следует располагать на одинаковом расстоянии от краев каркаса.

В том случае, когда конструкция откатных ворот предполагает одностороннюю обшивку, обрешетка смещается заподлицо с будущей фронтальной стороной.

После зачистки сварочных швов можно приступать к покраске каркаса. Для этой операции подходят алкидные эмали или краски по металлу. Швы предварительно грунтуются, краска наносится не менее чем в 2 слоя, причем второй — после полного высыхания первого.

Обшивку закрепляют на каркасе заклепками или саморезами. Во втором случае лучше воспользоваться крепежами по металлу, на кончике которых имеется небольшое твердосплавное сверло. Это позволит сделать все максимально быстро, не тратя время на проделывание отверстий.

Таким же способом обшивают и калитку. В качестве материала для полотна ворот также часто используют дерево, поликарбонат и кованые элементы.

Монтаж конструкции

Установка ворот своими руками начинается с расположения откатных роликов на фундаменте с последующим их закреплением. Каретки с роликами раздвигаются друг от друга на всю ширину фундамента — это даст возможность максимально равномерно распределить вес тяжелой стальной рамы. Расстояние от крайнего ролика до заглушки направляющего рельса следует рассчитать так, чтобы при открывании ворот они не касались.

На следующем этапе работы рама устанавливается на роликах, после подгонки последние окончательно привариваются к арматуре фундамента. Далее приваривается шина для поддержки ворот, нижний и верхний улавливатели и заглушка. Все работы обязательно контролируются при помощи строительного уровня. Поскольку вес рамы может достигать 100-150 кг, работать самостоятельно может быть трудно и опасно, для подобных операций воспользуйтесь помощниками.

Заключение по теме

Собрать въездные или гаражные ворота своими руками вполне возможно, при этом конечная стоимость подобной конструкции будет сильно отличаться от готового варианта. Надежность остается на высоком уровне, а возможность дополнить механизм автоматикой повышает комфорт использования ворот.




Добавить комментарий: