Раздвижные ворота своими руками без автоматики: как сделать
Раздвижные ворота: применяем руки
Сделать раздвижные ворота своими руками достаточно несложно. Нужно только иметь доступ к необходимым для их изготовления инструментам, умение читать схемы и чертежи и приобрести нужные материалы и фурнитуру. Изготовление самодельных раздвижных ворот становится все более популярным среди владельцев частных загородных домов, поскольку это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности участка и проема в его ограде. К тому же приобрести все комплектующие для этого сегодня не представляет никакой трудности.
Характеристика раздвижных ворот
Их главной особенностью является движение створок вдоль поверхности ограды, в которой сделан въездной проем. Такая система носит еще название сдвижной или консольной. Сдвижные ворота своими руками стремятся сделать те, у кого достаточно большой прилегающий к дому участок, поскольку для них нужно больше места рядом с воротами. Однако на них проще установить механизм дистанционного управления, автоматика будет работать более надежно, чем на распашных воротах. Главным недостатком такой конструкции считается необходимость наличия рядом с воротным проемом свободного места вдоль ограды, на 40% превышающего его ширину. Да и стоимость будет существенно выше, чем установка распашных ворот.
К преимуществам же, помимо возможности установки автоматики, относится легкость движения створки. Современная схема таких ворот не требует установки никаких направляющих непосредственно в проеме ворот, что позволяет проезжать через них автомобилям с любым колесным просветом и имеющим любую высоту. Конструкция раздвижных ворот предусматривает наличие только одной подвижной створки, в которой может быть сделана встроенная калитка. Если места вдоль внутренней поверхности для установки ворот недостаточно, их движение может производиться и вдоль наружной поверхности. При этом механизм их движения может быть и ручным.
Главным требованием к створке раздвижных ворот является достаточная жесткость, чтобы она могла выдерживать напор сильных порывов ветра. К тому же она не должна прогибаться под воздействием собственного веса. Поэтому экономить на материалах для ее изготовления определенно не стоит.
Использовать старые проржавевшие металлические детали не рекомендуется, поскольку поломка в одном месте может вывести из строя всю систему радикально и надолго.
Материалы, инструменты и фурнитура
Прежде чем приступить к изготовлению раздвижных ворот, нужно четко определить их размеры и материал, из которого они будут сделаны. От этого напрямую зависит их вес и выбор необходимой фурнитуры. Ширина ворот должна позволять транспорту владельца свободно проезжать в обоих направлениях. От этого также зависит расстояние, необходимое для их открывания. Конструкция раздвижных ворот включает в себя каркас, обшивку и фурнитуру для системы перемещения.
Несущая рама собирается из профильной металлической трубы прямоугольного сечения 6х3, 6х4 или 5х5 см. Внутреннюю обрешетку делают из такой же трубы, но более тонкой, 4х2 см. Ее можно обшить профнастилом, сайдингом, листовым металлом или деревянными досками.
В состав фурнитуры входят такие комплектующие, как направляющий рельс, 2 роликовые каретки, ролик для поддержки, накатной концевой ролик, 2 заглушки направляющего рельса и 2 улавливателя (верхний и нижний). Для закладной будет нужен отрезок швеллера шириной 20 см или более, и от 12 до 18 м арматурного прута.
Для сборки конструкции и установки таких раздвижных ворот нужны лопата, емкость для размешивания бетона или портативная бетономешалка, электросварочный аппарат, угловой ручной шлифовальный инструмент «болгарка» с набором дисков для резки и зачистки металла, электродрель с набором сверл, молоток, уровень и рулетка длиной 6 м.
Если механизм открывания будет оснащен автоматикой, то понадобится электрический кабель для подключения электромотора.
Монтаж и установка раздвижных ворот
Начинать нужно с установки столбов. Для них выкапывается квадратная яма размером 50х50 см и глубиной в 1 м. В нее ставится железная труба квадратного сечения 8х8 или 10х10 см, или круглая труба диаметром 8 см или более, или же швеллер и заливается бетонным раствором. Затем она обкладывается по периметру кирпичом высотой в 3 камня. Для закладных берется уголок 5х5 см длиной 8 см. Он закладывается в шов и приваривается отрезком арматуры к внутренней стороне столба. На обоих столбах делается по 3 закладных.
Фундамент ворот представляет собой забетонированный швеллер. Вплотную к столбу выкапывается яма длиной в половину длины ворот, глубиной 1 м и шириной 40 см. Закладная для фундамента сваривается из швеллера и арматурного прутка сечением 10 — 12 мм. 8 отрезков по 1 м каждый привариваются к швеллеру перпендикулярно и соединяются поперечной прямоугольной рамой. Швеллер кладется в яму заподлицо с поверхностью земли и заливается бетонным раствором. В процессе бетонирования столбов и швеллера можно предварительно заложить электрические провода для подключения автоматики. Для электропитания подводится трехжильный кабель сечением 1,5 мм².
Направляющий рельс должен быть идеально ровным и иметь толщину не менее 3 мм. Ролики на каретках обязательно должны быть металлическими, поскольку у пластиковых срок эксплуатации весьма ограничен. Толщина стали, из которой сделаны улавливатели, — не менее 3 мм. Каркас собирается согласно чертежу, из прямоугольной трубы. Нижняя перекладина должна быть минимум на 40% длиннее полотна ворот. Несущая рама соединяется с противоположным концом диагональю из этой же трубы.
Внутренняя рама из более тонкой прямоугольной трубы монтируется посередине ее толщины, если полотно будет обшито с обеих сторон, или ближе к внешней стороне, если только снаружи. Она делит поверхность полотна на 4, 6 или 8 секций. Нижняя труба каркаса приваривается к направляющей. Все сварные швы зачищают болгаркой. Каркас грунтуется, красится и обшивается каким-либо материалом. Обшивку крепят к трубам внутреннего каркаса саморезами или заклепками.
К закладным на столбах приваривают нащельники из квадратной трубы 60х40 мм. На одном из них делается вырез под верхний ролик. Створка на роликах ставится на швеллер, и крепятся верхние ролики. Каретки приваривают к швеллеру. Сделать раздвижные ворота и установить их уже удалось, и можно крепить улавливатели сбоку к нащельнику. Так получаются самодельные раздвижные ворота, своими руками созданные и монтированные.